Органическое

Как человек недоверчивый и всячески сомневающийся, отношусь к маркировке “органическая еда” несколько скептически.
Скажем прямо, я вообще им не верю, пока не доказано обратного. А верю я более своим собственным ощущениям.

Курицу органическую пробовал, никаких отличий не обнаружил. Яйца органические – те же яйца, вид сбоку. Бананы органические – то же самое. Ягоды органические – то же самое.

А вот молоко органическое мне больше нравится, чем обычное.
И ещё кетчуп, не знаю, насколько он органический, но по вкусу мне нравится больше.
Оттого в плане “organic food” я застрял на молоке и кетчупе. Их покупаю органические, остальные продукты – без разницы.

Вы что-то органическое покупаете?
На что ещё стоит обратить внимание?

Prime rate

Сегодня канадский центробанк в очередной раз повысил главную процентную ставку (на 0.25%), таким образом, можете забыть тот твит! я с позором посрамлён в своём вчерашнем нелогичном прогнозе.

Собственно, мой прогноз появился из-за того, что я сам недавно моргидж перевёл с variable на fixed rate, и обычно в таких случаях банковский процент перестаёт расти, и даже иногда начинает падать. Ну из серии “Хотите вызвать дождь? Помойте машину!”.

Вобщем, проценты растут, экономика терпит, variable-rate-mortgage-holders думают, как жить дальше.
Всё, как у людей.

Финансовый апдейт

Завершил наконец-то этап первоначального финансирования долгосрочных инвестиций. Понял, что условную сумму (полмиллиона) я зря приплёл, она всё путает. Оттого далее буду только процентами оперировать.

Краткое содержание предыдущих серий.

Моя цель – показать себе, что достаточно рискованными инвестициями на фондовом рынке даже неспециалист вроде меня вполне может добиться среднего роста 10% (а то и 15%) годовых на долгосрочный период (5-10 лет).
Для этого открыл 2 инвестиционных аккаунта (в RBC Direct Investing и Questrade), и закинул туда некую сумму, без которой я вполне могу прожить ближайшие 10 лет. Планирую не волноваться и не дёргаться по пустякам, это важное условие 🙂

Хотя начальный инвестмент случился 5-го и 10-го июля, но в качестве начальной точки отсчёта будем брать 1 июля 2023-го года, т.к. для отчётности удобнее оперировать полугодами и годами. Ну и День Канады, к тому же.

Список фондов, с которыми я счёл разумным связаться.

По ~8% каждого:
VEQT, VGT, VTI, VOO, HXS.

По ~4% каждого:
RSPT, IETC, SPGP, XIT, RTH, SSO, ITB, QLD, AIRR, QTEC, QQQ, DDM, XLK, XSD, SOXX.

Комментарии по выбору фондов.

Наибольшее представительство имеют первые 5 позиций, в которых в долгосрочной перспективе значительных рисков я не вижу. Более того, я таки отказался от самых высокорискованных вариантов вроде TQQQ, TECL, UPRO, хотя оставил достаточно рисковые (Bull 2X) DDM, QLD, SSO.

Я не совсем доверяю нынешнему взлёту semiconductors индустрии, и сегодняшний тренд Nvidia, по-моему, не надолго. Оттого такой низкий процент соответствующих фондов (XSD и SOXX), плюс в остальных я старался по возможности избегать тех, где доля Nvidia высока.

Также не совсем верю в Apple, со всеми вытекающими. Но совсем без Apple (впрочем, как и без Nvidia) обойтись не получится.

Старался несколько диверсифицировать весь пакет включением не-айтишних вариантов вроде AIRR (Industrial), RTH (Retail), ITB (Home construction), RSPT (хайтек, но не мейнстримный вроде Apple/Microsoft/Amazon/Nvidia). Хотя по большому счёту, хайтек преобладает, безусловно. Ну и в плане индустрий, конечно, я в него верю более всего. А во что верить, ну не в нефть же? 🙂

Промежуточные результаты буду иногда публиковать, но в целом какие-то выводы будем делать не ранее 1 июля 2028-го года.

Дисклеймер: можно наблюдать, но повторять не советую, т.к. деньги можно потерять.

Кстати начальные “полмиллиона” у меня возникли из предполагаемого процента возврата: я посчитал, что если ROI (возврат инвестиций) будет в пределах предполагаемого, то инвестируя $500К, на одни проценты вполне можно дальше жить. Если практика покажет правильность расчётов, то дело останется за малым: где-то найти свободные полмиллиона 🙂

Заседание Банка Канады

Заседание Банка Канады по поводу prime rate – завтра, 12 июля.

Как вы думаете, поднимут или нет?
Все говорят, что будет рост, но у меня ничем не обоснованное предположение, что поднимать ставку не будут. А вот до конца года, скорее всего, ещё поднимут. Запомните этот твит! Таков мой дилетантский прогноз.

Вы что думаете?
Давайте меряться прогнозами!

Oh Canada (шо, опять?)

Поучаствовал в несколькодневной неторопливой дискуссии по поводу дискриминации в Канаде, относительно вот этой картинки к постингу – это объявление в вагоне торонтовского метро о какой-то программе для чёрных предпринимателей. Я так предполагаю, меня с моим белым цветом кожи туда не пустят. Судя по размаху (реклама в метро), финансирование программы государственное, оплачивается деньгами налогоплательщиков.

Мой интернационалистский подход “Все люди равны, независимо от цвета кожи”, оказывается, не совсем точен, как меня пытался заверить мой оппонент, юный комсомольский вожак с пылающим взором. Все равны, но некоторые равнее, и если дело касается привилегий тем группам, которых когда-то кто-то угнетал, то сейчас это, знаете ли, и не дискриминация вовсе.

Я потом нашёл, оказывается, даже термин создали специальный – positive discrimination (погуглите, очень интересно). Т.е. по признакам, может, выглядит как дискриминация, но хорошая.

Ну мы ж так и думали: дискриминация, как и любое явление в нашей жизни, бывает плохая, а бывает хорошая. Так вот это – хорошая дискриминация, годная.

<…Этот постинг был написан несколько недель назад, и отложен в Черновики, дабы не омрачать празднование Дня Канады…>

Совершенно случайно, буквально через неделю после нашей дискуссии, какая-то движуха по именно этому вопросу началась у наших южных соседей: Верховный суд США отменил позитивную дискриминацию – https://www.bbc.com/russian/articles/cjrqklqz4kro

А как вы считаете, какие-то привилегии кому-либо, на основании цвета кожи, допустимы? Вот эта программа по объявлению на картинке – это, по-вашему, что-то возмутительное, или напротив, справедливое решение исторического вопроса?

Рыба

Я кому-то на последней барбекю-парти обещал рассказать, как была сделана вот та рыба. Т.к. был пьян, ничего не помню, решил разместить рецепт здесь.

Рыбу покупаем в Костко.
Там есть trout за $23/кг, а есть салмон за $31/кг. Я человек простой, парень от сохи, и честно говоря, значительных отличий между ними не вижу.

Режем её на мелкие кусочки, засыпаем солью с картинки (можно вот той пафосной солью из Ямми-Маркета, что на картинке, можно смесью Вегета, можно некой комбинацией их двух), добавляем немного перца и чуточку сахара.
Не помню, как сахар сюда затесался, но скорее всего, я где-то рецепт нашёл, он там был. Да и вообще, это давно известный факт, что любое блюдо вкуснее с сахаром. Ну по крайней мере, то, что вы пробовали, было с вот таким вот ненавязчиво на кончике ножа добавленным сахаром.

Всё перемешиваем (пацаны, это важно) и оставляем на как минимум несколько часов, но я обычно оставляю на ночь.
Блюдо готово, можно встречать гостей хлебом-рыбой-солью.

А как бы вы готовили подобный кулинарный шедевр?
Предложите ваш рецепт.

Immigrant Song

На этой неделе в Торонто был концерт Роберта Планта (с какой-то тётушкой).
Мне чего-то даже не захотелось пойти послушать.

Ну что там седой дедушка может выдать?
Я не совсем большой фанат Led Zeppelin, но для меня они были исключительно комком энергии, это вот тот случай, когда сам такое не воспроизведёшь, просто на гитаре не сыграешь, т.к. это не совсем музыка, а чистый драйв, взрывной такой, и без этого ощущения всё это не имеет смысла.

Как пример, вот вам пятничная иммигрантская песня. Никогда не прислушивался и не вдумывался, о чём они там поют, но энергетика (да и название тоже) говорит о молодости и готовности свернуть горы. Сумеет ли это своим драйвом передать 75-летний человек?

Иммигрантской вам пятницы, и постоянного ощущения сил для начала новой жизни.

Первый пошёл

В моей начинающейся инвестиционной эпопее, вкратце изложенной в предыдущей серии, первый шаг вроде бы завершён.

На данный момент я открыл 2 инвестиционных счёта – один в RBC Direct Investing, второй – в Questrade.
В RBC буду держать первую часть вложений (40% общей суммы инвестиций), в Questrade – остальные 60%. Почему два аккаунта – просто так, хотя бы с целью сравнить возможности.

Первое, что бросается в глаза – в Questrade транзакции дешевле (5 долларов), в RBC дороже (10 долларов), а также в Questrade есть возможность мониторить ситуацию с фондами через приложение Passiv, я попробовал, очень удобная вещь. RBС, как порядочный корпоративный монстр, менее подвижен, но для экспириенса нормально 🙂

За вчерашний день (5 июля 2023 года) я вложил первые 40% (условные $200K), купив через RBС Direct Investing в равных пропорциях (т.е. по $40K каждый) 5 ETFs:

VGT (Vanguard Information Technology Index)
VTI (Vanguard Total Stock Market Index Fund)
VOO (Vanguard 500 Index Fund)
HXS (Horizons S&P 500 Index)
VEQT (Vanguard All-Equity ETF Portfolio)

Первые три торгуются в USD (соответственно, что-то там я потерял на конвертации), последние два – в CAD.
Все 5 я нахожу достаточно стабильными и консервативными (ну по сравнению с теми, что я отобрал для второй части инвестпортфеля), и я не вижу ситуации, как на long run (хотя бы 5-10 лет) они могут выдавать менее 10% годовых.

Вторая часть марлезонского балета (я имею в виду вложение второй части инвестиционного пакета) чуточку задерживается – скорее всего, до следующей недели, т.к. поскрести по сусекам для сбора суммы для инвестиций иногда занимает больше времени, чем ожидалось. Впрочем, с точки зрения 5-летней перспективы эта небольшая расбалансировка (вложения в разные дни) не имеет особенного значения.

Вкладывать деньги и иметь потенциальную прибыль не в валюте страны проживания, конечно, в целом неправильно. Если через 5 лет CAD и USD сравняются (как уже было в истории), все мои USD инвестиции для канадцев сходу потеряют 30%. Я на этот риск иду, но курс может также скакнуть и в другую сторону (как уже тоже было в истории), и тогда USD инвестиции выиграют просто оттого, что они в USD. Вобщем, этим вопросом я решил не заморачиваться. В крайнем случае, поеду в США тратить свои миллионы.

С бондами и прочими Fixed Income я решил не связываться, т.к. ввиду плохого воспитания недостатка образования не смог разглядеть их преимущества в долгосрочной перспективе.

Вот скриншот с результатами первого торгового дня. Мы, как видите, в неком микро-убытке, но в пределах статичестической погрешности. Моя цель – прибыль на долгосрочной перспективе (хотя бы 5 лет), поэтому до 5 июля 2028-го года никакие убытки-прибыли мы оценивать не будем.

Чем бы заняться

Увлёкся я немного сток-маркетом (рынком акций), и решил сделать эксперимент.
Лет на 5.
А то и 10.

Хочу вложить условные полмиллиона долларов (не спрашивайте, где я их взял, т.к. на самом деле у меня их нет) в сток-маркет, купив акций и фондов на условные полмиллиона. В действительности я всё же вкладываю и свои реальные деньги (но не $500K, естественно), оттого имею личный интерес в результате, и собираюсь публиковать хотя бы раз в месяц новости по этому проекту.

Свой финансовый эксгибиционизм я оправдываю тем, что деньги – условные, хотя в какой-то мере и настоящие, и это всего лишь демо-акция, предназначенная показать, как моя чайниковская стратегия будет работать на больших числах в долгосрочной перспективе.

Условия и допущения у меня такие: я не волнуюсь насчёт падений рынка, т.е. я вкладываю деньги, без которых я в принципе могу обойтись, и по крайней мере 5 лет трогать их мы не будем, что бы ни произошло. Временные колебания рынка (до 5 лет) меня никак не тревожат. Падений рынка свыше 5 лет в новейшей истории я не припомню, оттого я такие катаклизмы исключаю, т.е. предполагаю, что в течение любых 5 лет мы окажемся в прибыли.

Мои условные полмиллиона я собираюсь разделить в неравных пропорциях: 40% (т.е. $200K) я вкладываю в несколько средне-рисковых ETF вроде VTI (Total stock market index), консервативно ожидая получить как минимум 10%/год возврат (т.е. иногда 3%, иногда 17%), что означает как минимум $20К в год на 5-летнем промежутке.
А 60% суммы (т.е. $300K) я вкладываю в несколько высоко-рисковых фондов вроде HQU (BetaPro NASDAQ-100 2x Daily Bull), в надежде получить как минимум 15% годовых (т.е. иногда -10%, иногда +40% возврата), что есть около $45K в год на 5-летнем сроке.

Программа-максимум – это удвоение капитала каждые 5 лет (это в среднем 15% годовых на всю сумму вложений).
Если 5-летний юбилей выпадет на кризис, то это ничего не меняет, и я ожидаю 4-кратного увеличения капитала через 10 лет.

В прикладном смысле моя цель – показать, как, имея условные полмиллиона долларов, можно получать как минимум $65K в год процентов с вложений. Нужно будет заплатить налоги с этой суммы, но не со всей, т.к. какую-то часть можно вложить на TFSA account, прибыль с которого в Канаде налогом не облагается. А на $65K в год, в принципе, можно жить и в Канаде, но если жить в условной Коста-Рике, то на эти деньги по уровню дохода вы будете там кем-то между президентом и премьер-министром.

Самое главное – кроме первоначальных вложений в сток-маркет, ничего более делать не требуется. В отличие от Canadian Couch Potato, я не собираюсь вообще никак участвовать в последующей судьбе инвестиций. Это не оттого, что я такой умный и создал идеальный план, а оттого, что ленивый. Один раз сделали и забыли – вот мой подход со времён изучения парадигмы Java “Write once run everywhere”.

В следующем постинге собираюсь опубликовать список фондов, куда я инвестирую, и далее каждый может зафиксировать начальные условия, и наблюдать, как полмиллиона плавно превращаются в миллион.

Вчерашний концерт

Ну где-то так.